История возникновения села Ворсиха

 

Знание истории родного края есть

Краеугольный камень общей культуры 

Каждого из нас и мостик в будущее.

 

«Мягкая  задушевная природа Ворсихи очень живописна. Существует несколько версий происхождения села. По одной из  них  - село заимствовало «имя» от ссыльного вора,  который по достоинству оценил здешнюю природную красоту. Вокруг  него стали обживаться переселенцы из Лазарихи. А Лазариху заселяли переселенцы с Украины и Белоруссии.  По другой – название Ворсихи происходит от географического термина «источник». Отсюда и  название. Документов, подтверждающих точную дату основания села не найдено. Но некоторые документы проливают свет на происхождение  данного поселения. По  состоянию на 1903 год, Ворсиха – деревня при р.Ворсиха, на проселочной дороге. В ней имеются часовня, хлебозапасный магазин, три торговые лавки, маслодельный завод. Деревня находится от уездного города в 85 верстах, от волостного правления – в 15 верстах. Дворов 136, мужчин 303, женщин 360. [1]  По последним данным год возникновения села -1761. В первое воскресенье июля 2011 года жители с.Ворсиха отпразднуют 250 лет своему селу.[2]. В данный момент наше село находится в 20 км от районного центра  в Тюменской области  Сорокинского района.

Первая школа

 

                                                           Лишь памяти дано продлить

                                                  Времен связующую нить.

 

 По воспоминаниям старожилов известно, что первая школа в Ворсихе была открыта в 1922 году. Первым учителем был Солодоев Тимофей Иванович. В школе было 15 детей. «Люди деревни, в которой учительствовал  Т.И.Солодоев, не произвели на него впечатления счастливых людей. Бедность, поголовная неграмотность и темнота. Естественно, что Тимофей Иванович посчитал своим долгом заняться просвещением  народа, вести среди крестьян широкую культурную работу, не    ограничиваясь  обучением детей». Радовало учителя уважительное отношению к самому процессу обучению, но учить   надо было и совсем не по предусмотренной программе. Вот приходит новичок, которого, наконец, отпустили в школу. На вопрос, как его зовут, он отвечает: «Володька». Учитель спрашивает, как зовут его отца, и слышит: «Лысый». Оказывается, это прозвище, а крещеное имя - Макар. Фамилии своей он назвать не может, её устанавливают с помощью всего класса. При этом все знали состояние своего хозяйства и точно могли сказать, сколько у них лошадей, коров, овец и даже поросят. Но были и такие, кто не мог назвать число больше трёх.

Итак, Солодоев вскоре понял, что ему предстоит большая работа не только по части овладения чтением, письмом и счетом. Многие дети не знали правой и левой стороны, не определяли, где верх, а где низ и т.п. Религиозных понятий не было никаких, слов «Бог» было однозначно иконе. Все, что было за пределами села, предоставляло полную неизвестность.

 Нередко в школу впервые приходили дети 10-12 лет, но иногда и в 14 лет. Имущественное неравенство также сказывалось на посещении школы и, естественно, на успехах учеников. Были дети, «едва одетые, почти в рубищах, в больших сапогах, в женской свитке, были и такие молодцы, которые прибегали в школу зимой, по снегу, в «черевиках» и даже босиком».

«Дети богачей, своего рода сельская «аристократия», одевалась хорошо: в суконные «чинарки» полушубки и даже в «пиджаки.

«Правила поведения требовали от учеников бережного отношения к книгам   и школьному имуществу, соблюдения чистоты и порядка. Написанные законы  запрещали кляузничать,  давать обидные клички товарищам.

В 1926-м году вводится всеобщее начальное обучение. Одетые в домашнюю одежду, в отцовские сапоги, с полотняной сумкой ученики   отличались главным: тягой к знаниям, бережным отношением ко всему окружающему.  Невыносимо трудное материальное положение осложняло учёбу, но ничто не могло остановить жажду к знаниям.

 В то время учебников крайне не хватало. Одна книга на 10-15 человек.  Одна

тетрадь по всем предметам. Велись круговые тетради, т.е. тетрадь,  в которой

писали ребята всего класса. Парты были двух и четырёх местные, самодельные. Отапливалась школа через печь, дровами.  Учитель вместе с учениками заготавливал дрова. Печи приходилось растапливать рано  в 2-3 часа ночи. Существующая пионерская организация не имела большого успеха среди учащихся, в пионеры вступали редко, родители запрещали. Пионерам вместо галстуков повязывали красную тряпочку.

В 1934-м году директором школы становится   Аркадий Михайлович Воскресенский. Он работает до 1942 года. Затем его призывают на фронт. Вводится всеобщее семилетнее обучение.   Училось 100 человек.  Жизнь в селе постепенно налаживалась, повышался культурный  уровень колхозников, и начальная школа не удовлетворяла увеличенный контингент учащихся. И снова встала проблема с учебными площадями.

В 1932 – 34 гг. в школе работал Холин Михаил Сергеевич. В 1981 году от него на коллектив школы пришла поздравительная открытка из Москвы.

 

Военное время

 

                                                   « Ты не забудь их подвигов товарищ

                                                      Склонись к подножью в скорбно тишине

                                                      Они за землю, за тебя сражались.

                                                      Живи за них, дыши за них вдвойне».  

   

  1941 год. Война... Какое это страшное слово! Сентябрь - октябрь 1941 года

почти не учились, хотя начинался он хорошо.  В1941 году в школе работало уже 5 учителей со средним образованием  и обучалось 90 человек.

    Начавшаяся Великая Отечественная война оборвала мирную жизнь деревни, помешала дальнейшему росту колхозной деревни.  И не могли знать выпускники 1941 года, что уже следующий день так круто изменит их              дальнейшую судьбу.  Уже во второй день войны на фронт ушли многие наши односельчане.

 Вместе с другими  на фронт  уходили  и учителя. Солдатские письма шли почти в каждую семью в первые месяцы войны. В этих письмах выражалась великая любовь к своей Родине, сожаление по ушедшей в прошлое мирной жизни. Уверенность в победе и конечно надежда на возвращение домой. Но с каждым днём писем приходило всё меньше и меньше.

 9 сентября 1941 года принимается решение закрыть Готопутовскую неполную среднюю школу для размещения ленинградских детей в количестве 500 человек, а готопутовских школьников обучение 5-7 классов возложено на Ворсихинскую неполную среднюю школу. [3] Учителя и ученики с пониманием отнеслись к этому решению. Приходилось работать в две смены, не хватало учебников, ученических принадлежностей. В неурочное время учителя заготавливали дрова для отопления школы, помогали труженикам сельского хозяйства. Вели переписку с воинами, собирали посылки для Красной Армии.

 Многие из учителей не вернулись с войны. Погиб завуч школы Г.Е.Коновалов. С тяжелыми ранениями вернулись с войны учителя: А.М.Воскресенский, Т.А.Кирюшин.

Послевоенное время.

 

                                           …Золотые рассветы полыхают

                                              Над нашим окном,

                                              И ветра прилетают с неведомых широт…                                                                                    

                                              Ну, а школа? Добрый и радостный дом,       

                                              Что всегда нас помнит и ждет.

 

                Закончилась война, но и послевоенные годы были нелегкими. Страна залечивала раны, детям приходилось много работать, помогать взрослым.

          Восстановление  школьных занятий после войны легли на плечи Воскресенского Аркадия Михайловича. В 1945 году, вернувшись с фронта, он приступил к своим обязанностям директора. Вместе с ним работала и его жена, Полина Алексеевна Воскресенская, учителем географии. Ворсихинская школа являлась одной из лучших школ района. Успеваемость учащихся школы за 1946/47 учебный год составила 79%. В 1948 году Аркадий Михайлович назначен заведующим Сорокинским РайОНО.

              С 1948   по 1978 год (30 лет) директором школы работал Кирюшин Тимофей Александрович— ветеран Великой Отечественной войны, награжденный двумя орденами ВОВ второй степени, медалью «За победу над Германией», медалью Жукова. Преподавал историю. Вместе с ним работала и его жена, Кирюшина Аврора Сергеевна, учителем математики. При их непосредственном участии и руководстве были созданы: первый памятник войнам, павшим в годы второй мировой войны, первый школьный производственный лагерь. Построено кирпичное здание школы. Заложен ягодник (сад), организованы кукольный театр и духовой оркестр. Аврора Сергеевна, как руководитель кукольного театра,  и учащиеся 6а класса в 1964 году награждены почетной грамотой Тюменского областного театра кукол. В 1972 году вручена книга «За участие в Тюменском областном смотре самодеятельных театров кукол».

          Тимофей Александрович вспоминал: «Школа рождалась в муках, но была построена. Коллектив школы и учащиеся были рады новостройке. Заселили теплые светлые классы, рассчитанные на 35-40 человек. Коллектив был стабилен, высокопрофессионален, с большим опытом».

 Из воспоминаний  выпускницы 1978 года Кати Молгждаровой

        « В детстве мне крупно повезло, я пришла учиться в Ворсихинскую среднюю школу. Прошло много лет, но я до сих пор с восхищением, почтением вспоминаю нашу добрую школу, коллектив прекрасных учителей под руководством директора школы Кирюшина Тимофея Александровича и Ждановой Людмилы Ивановны. Как можно забыть увлекательный мир уроков Сосниной Александры Степановны, Волковой Зои Захаровны, Кирюшиной Авроры Сергеевны, Лукиной Веры Федоровны, Дюрягина Анатолия Ильича, Ильченко Светланы Тимофеевны, Семеновой Галины Яковлевны. Стоило кому–то из учителей появится в коридоре, как ученики мгновенно преображались, а самые буйные головы начинали смущаться. Все это происходило не столько от страха, сколько от уважения к Учителю».[4]

 Большое внимание в школе уделялось пионерской и комсомольской работе. Пионеры как клятву произносили слова: «Если ты зовешься пионером – будь достоин званья своего, жизнью, делом, собственным примером докажи, что заслужил его». Постепенно пионерская организация набирает темп своей работы. И уже в 1969 году Сорокинский РК ВЛКСМ награждает почетной грамотой пионерскую дружину им. В.Терешковой, занявшую первое место среди средних школ при подведении итогов первого этапа похода «Заветам Ленина верны». Каждый класс носил гордое имя пионера – героя, писателя, знаменитого человека. Отряд Аркадия Гайдара, отряд Николая Барсукова, отряд имени Лени Голикова и другие. На линейку выходили с песней, под стук барабана. Впереди шел командир отряда, барабанщик. Каждый  отряд сдавал рапорт о проделанной работе, о хороших делах. Собирался совет дружины, где решались школьные дела. Неустроева Фаина Александровна награждена значком Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина «За активную работу», а Кирюшина Аврора Сергеевна – Почетной грамотой Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина. «22 января 1979 года прошла литературная конференция по произведениям А.Гайдара при помощи классного руководителя Зои Захаровны Волковой, библиотекаря Дюрягиной Марины Ильиничны. Оформление зала соответствует предложенной тематике: плакаты, выставка книг, стенды. Закончили работу конференции пионеры рапортом А.Гайдару». [6]  В этот период времени, школа поддерживала связь с общественностью и производством. Пирогова Евдокия Михайловна, Волкова Зоя Захаровна соревновались с рабочими МТМ, с шоферами автопарка, брали на себя обязательства как рабочие МТМ, шофера автопарка, так и учащиеся школы. Кирюшина Аврора Сергеевна соревновалась с доярками дойного гурта. Доярки должны были соблюдать дисциплину труда, повышать надои молока, держать в чистоте животных, не допускать понижения жирности молока. Учащиеся – не иметь двоек, не нарушать дисциплину в общественных местах. Соревнование – не забава и не детская игра – это серьезные производственные и учебные дела. Каждую неделю подводились итоги. Победителям вручался переходящий вымпел и результаты отражались в листке «Огонек», который вывешивался в красном уголке фермы и стенде МТМ. Соревнования оказывали большое влияние на успеваемость, а у производственников – на выполнение своих обязанностей. Педагогический коллектив вел большую общественную работу, выступали с лекциями, беседами, выезжали на полевые станы, давали концерты, выпускали боевые листки. Самое яркое воспоминание у Авроры Сергеевны – переезд в новую школу. «Из маленьких клетушек мы переехали в большое, светлое здание. Казалось, мы попали в рай. Наполняемость в классах была большой, по 30-35 человек. Школа работала в 2 смены. Были комсомольская и пионерская организации».[8]

   С 1978 года по 1985 год  директором школы работает Казак Мария Васильевна. Еще в 1982 году областная газета «Тюменская правда» после очередной проверки писала, что в этой школе, маленькой по масштабам области и отдаленной, работает дружный творческий коллектив.

Мария Васильевна вспоминает имена учителей, с которыми ей посчастливилось работать. Это мастера своего дела Жданова Людмила Ивановна, Кирюшина Аврора Сергеевна, Волкова Зоя Захаровна, Неустроева Фаина Александровна, Пирогова Евдокия Михайловна, Козар Валентина Петровна, Четверикова Татьяна Васильевна – завуч школы, Сибирякова Софья Даниловна, Козар Виктор Иосифович. Виктор Иосифович возглавлял в те годы производственную бригаду в Ворсихинской школе, руководил работой лагеря труда и отдыха, который находился в Козловке. Школа под его руководством обрабатывала 70 га земли, выращивали зерновые культуры и картофель. Дети имели свой спецсчет, где было до 10 тысяч рублей. Это по тем временам немалые деньги. Ребята часто ездили по туристическим поездкам по стране: Москва, Ленинград, Волгоград, Рига, Баку. Школа жила своей обычной размеренной повседневной жизнью: уроки, воспитательная работа, педагогические советы, творческие отчеты, аттестация учителей. Начала внедряться кабинетная система, хотя материальная база школы была еще слабой. Много времени уделялось идейно-воспитательной работе с детьми. [7]

    В1985 году директором школы назначается Неустроева Фаина Александровна. Она проработает в этой должности до 2005 года. 20 лет отдала школе Фаина Александровна. Под ее руководством, по инициативе ветеранов войны, в 1988 году в школе открылся краеведческий музей. Первым его руководителем была Казак Мария Васильевна. С 1998 года школьный музей возглавляет учитель математики Слободчикова Наталья Дмитриевна.  В 2009 году школьный музей отметил свое 20-летие. Наталья Дмитриевна Слободчикова работала завучем по воспитательной работе. Под ее руководством много хороших дел было сделано в этот период времени. В школе создана детская организация «Школьная страна». По итогам реализации районной программы «Радуга» школьная организация занимает первое место. Председатель «Школьной страны» Додонова Светлана награждена путевкой в Тюменский детский оздоровительный лагерь «Ребячья Республика». Света вспоминает: «В «Ребячьей Республике» нас очень тепло и гостеприимно встретили вожатые. Распределили по отрядам, городам. Я находилась в 3 отряде, городе «Камелот». Наш отряд быстро сдружился благодаря разным тренингам, и жизнь в отряде стала веселой и беззаботной. Распорядок дня был очень насыщен. Тематические дискотеки, спортивные мероприятия, кружки, игры. В «Ребячке» мне очень понравилось. Благодаря этой путевке, я встретила много хороших и талантливых людей, с которыми тяжело было расставаться. Огромное спасибо Слободчиковой Н.Д».[11] В 2004 году детская организация снова завоевывает первое место, благодаря сплоченной работе актива «Совета Чести» с учащимися школы и педагогическим коллективом. А сколько интересных и разнообразных прошло тематических вечеров. «Надолго запомнится ворсихинским учащимся и гостям конкурская программа «Супер-школьница», на которой блистали артистичностью, творчеством, выдумкой Слободчикова Олеся, ученица 10 класса, и Додонова Света, ученица 8 класса. Они поражали зрителей своей красотой, девичьим очарованием, искренней улыбкой. О себе рассказывали стихами:

А в деревне, деревеньке,

Что Ворсихой назвалась,

В семье Додонова Бориса

Дочка Света родилась.

Ей Олеся отвечала:

Прелестью июньского цветочка,

Что невольно просится в букет,

Расцвела у мамы с папой дочка,

Мне уже 16 лет.

А как здорово в исполнении девушек звучали русские народные песни. Это было целое представление: яркие народные костюмы, музыка, группа поддержки. Особое впечатление на зрителей произвел конкурс «Мода 21 века». Из газет, пенопласта, пластмассовых бутылок и других материалов были изготовлены наряды участниц конкурса. Высокую оценку Свете и Олесе дали учащиеся 11 класса: «Обе участницы великолепны, артистичны. Побольше б таких девчонок. Юдашкин против них – младенец». [12]  В 2001 году по итогам областного смотра – конкурса образовательных учреждений юга области по подготовке школ к новому учебному году  Ворсихинская школа заняла третье место и получила губернаторскую премию. В это время школа стабильно наращивает свою материально – техническую базу. Есть здесь свое подсобное хозяйство, в котором было около 50 голов свиней, свои посевные площади, пришкольный участок, теплица, своя техника. О результатах полевых работ поделился Волков Леонид Михайлович: «Урожай картофеля нынче порадовал. С 3,5 га убрано 22 тонны «второго хлеба». Теперь школьная столовая на весь учебный год обеспечена картофелем. Часть урожая пойдет на корм животным в школьную микросвиноферму. И, конечно же, заложим на семена в достаточном количестве. Ребятишки старались. Хочется отметить учащихся 5-7 классов, классные руководители Козар Виктория Анатольевна, Васильева Татьяна Алексеевна, Слободчикова Наталья Дмитриевна». [13]  В 2000 году победителями районного фестиваля «Трудовое лето» стала трудовая бригада в составе Васильевой Ани, Слободчиковой Олеси, Пучинкиной Нади, Ланг Нади, Куминовой Тани и Нины. Награждены дипломом. В 2002 году эстафету победителя принимает отряд «Неугомон» в составе: Селиверстова Ира, Пузырева Ира, Пучинкина Люда, Павлов Женя, Стрельцова Аня.

  В.Мизернюк, ведущий специалист отдела образования пишет: «Школой высокой культуры по-прежнему остается Ворсихинская средняя школа. Здесь образцовый порядок во всем, начиная со школьного двора, цветника, эстетичного интерьера классных комнат, мастерских, читального зала, музея, заканчивая помещением для животных». [9]

    В 2002 году Фаина Александровна становится победителем III регионального конкурса «Женщина – Директор школы», получает диплом II степени, подписанный губернатором Тюменской области С.С.Собяниным.

 В 2003 году нашу школу посетил Евгений Сергеевич Соснин – президент центра рукопашного боя Пупикат коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, известный мастер боевых искусств в России и за рубежом, имеющий 9 дан каратэдо, гран – мастер, основатель стиля Пупикат («медвежья лапа»). 14 февраля в школе прошел урок здоровья с Евгением Сосниным. «Несмотря на тридцатиградусный мороз собрались самые выносливые и любопытные ученики.

 Они с неподдельным интересом ожидали гостей и пытались предугадать, что принесет встреча с мирового имени мастером. Евгений Соснин на обычном уроке показал ребятам приемы самообороны. 45 минут прошли на одном дыхании. Как отметил Евгений Сергеевич, среди деревенских ребят много способных  и сильных физически». [10] Так прокомментировали эту встречу Абрамов Артем, Щедров Константин, Ланг Виктор: «Время пролетело быстро. Мы рады, что познакомились с таким мастером. Приемами самообороны должен владеть каждый». 

             Самошкина Татьяна Матвеевна в Ворсихинской средней школе работала библиотекарем 12 лет с 1994 года по 2006 год. Проводила диспуты, конференции, тематические утренники, библиотечные уроки. Татьяна Матвеевна совмещала работу в сельской и школьной библиотеке. Специфика работы разная, однако, специалист своего дела, она успешно справляется и там и там. В библиотеке всегда уютно, тепло, красочно оформлены стенды – все это и, в том числе сердечная улыбка библиотекаря, вызывали желание посетить библиотеку еще и еще раз. Имя Татьяны Матвеевны занесено в энциклопедию «Лучшие люди России». «Самошкина Татьяна Матвеевна главный библиотекарь сельской библиотеки с.Ворсиха ОМО Сорокинский район Тюменская область. Награждена медалью «Ветеран труда», знаком Министерства культуры РФ «За отличную работу», почетными грамотами» [5].

              За последние годы в школе произошли заметные перемены. Пришло новое руководство, ушли на заслуженный отдых ветераны. Остались, однако, замечательные педагоги, которые вместе с учениками несут лучшие традиции школы. Васильева Татьяна Алексеевна, учитель физики и математики. Её ученики говорят: «Самая классная учительница и хорошая классная руководительница». Благодаря Воронцову Александру Абрамовичу учащиеся школы достигают высоких спортивных результатов. Волков Леонид Михайлович – душа педколлектива, коллеги ценят его за чувство юмора. Волкова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, в ней сочетается внешнее обаяние и эрудиция, простота и интеллигентность, требовательность и доброта. Лидия Прокопьевна Козар общительна и отзывчива, внимательна, доброжелательна. Пользуется авторитетом среди коллег, учащихся и родителей. Обучение и воспитание Наталья Дмитриевна Слободчикова осуществляет в неразрывном единстве. С учащимися ведет целенаправленную воспитательную работу. Учащиеся ценят ее за доброту, справедливость. И говорят: «В нашей школе есть учитель, не учитель – просто клад».

С 2005 года Ворсихинскую среднюю школу возглавляет Болдашкин Сергей Алексеевич.

Школа 21 века

 

                                                     Мы гордимся, что адрес нашего детства

земля  Ворсихинская

                                                 

 

… И вот 2009 год. И вдруг такое чудо!.. В селе Ворсиха знаменательное событие. Школе сделали капитальный ремонт.

  Гордость села - уютная, светлая школа, в которой имеются библиотека,

спортивный зал, мастерская, кабинеты для учебной работы, краеведческий  музей.

В 2003 году  наша школа реорганизована  в Муниципальное образовательное учреждение Ворсихинская средняя общеобразовательная  школа.

В настоящее время в школе  обучается 78 учащихся. Работают 13 педагогов. Педагоги нашей школы в своей деятельности используют современные формы работы с детьми. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в районных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, занимают призовые места.   

  Дерзать, творить и Родину любить -   так в нашей школе учат жить!                                                                  

Среди высоких тополей

Как крепость ты стоишь.

Сокровищница знаний,

Их множишь и хранишь.

Школа Ворсихинская,

Тебя дороже нет.

И нашего  села

Ты путеводный свет                                                    

Со  всей округи дети                                       

С утра к тебе бегут.                                           

Туда,  где окна светят,

И, где всегда нас ждут   

И классы и уроки                                                                            

 Товарищи, друзья,   

Вся школьная семья    

Мальчишеское братство,   

Союз учителей,   

 Душевное богатство-                                                                          

Сокровищ всех ценней .                           

Спортивные турниры,

И творчество детей.                                 

Ты всех   объединила                               

Под крышею свое

Школа Ворсихинская

Тебя дороже нет.                                         

 И нашего  села ,                                    

Ты путеводный свет.                                

Мы живем в маленьком, как говорят, неперспективном селе. Может скоро оно совсем исчезнет с карты нашей области. Но мы хотим, что бы наше село продолжало жить, чтобы нашу школу не закрыли, чтобы можно было приезжать и встречаться с любимыми учителями, чтобы можно было пройти по ее коридорам, услышать заливистый школьный звонок. 

Мы по свету немало хаживали.                И  уже повторяем во сне:

Были в разных школах других                 Дорогая ты наша школа

Есть центральные школы важные.           В  Ворсихинском селе.

Только нам не надо иных

Мы своею привыкли гордиться                                                                

 

Школа - это родное, близкое, это жизнь, полная  приятных забот и приключений, это ничем не заменимое общение с друзьями.

Библиографический список

 

  1. 1.     Список населенных мест Тобольской губернии./1903.
  2. 2.     Распоряжение № 28 от 5 июня 2000 г. Районный архив.
  3. 3.     Газета «Знамя труда», 2009 г, 22 июля
  4. 4.     Катя – Зайра Молгждарова « Школа моей памяти». Газета «Знамя труда», 1998 г, 25 ноября.
  5. 5.     Энциклопедия «Лучшие люди России» IV выпуск. «Родины Славные Сыны и Дочери»/С.
  6. 6.     Газета «Знамя труда», 1979 г, 25 января, №11.
  7. 7.     М.Казак. «О мастерах своего дела». Газета «Знамя труда», 1998 г  18 ноября.
  1. 8.     А.Кирюшина. Воспоминания.
  2. 9.     В.Мизернюк. «К новому учебному году готовы». Газета «Знамя труда», 2001 г, 29 августа.
  3. 10.                        «Урок здоровья».Газета «Знамя труда», 2003 г, 14 февраля.
  4. 11.                        С.Додонова. Воспоминания.
  5. 12.                        «О нашей школе и о нас». Газета «Знамя труда», 2001 г, 4 апреля.
  6. 13.                        Л.Волков. Воспоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz